Новые
1 май 2020, 16:52
ММСО2020

Мы запомним эту весну как время цифровой трансформации в образовании. (Валерий Фальков, ММСО2020)

Институт непрерывного профессионального образования участвует в мероприятиях Московского международного салона образования – 2020, который впервые проходит в онлайн-формате в 10 условных залах: Зал Аристотель (высшее образование), Зал Гастев (дополнительное образование), Зал Песталоцци (дошкольное образование), Зал Ушинский (общее образование), Зал Хокинг (профориентация), Зал Луначарский (государственная политика), Зал ММСО Регионы и др. На каждой площадке проходят увлекательные треки по актуальным проблемам современной ситуации в образовании.

27-28 апреля ИНПО принял участие в дискуссиях на следующих мероприятиях: «Векторы развития педагогических кадров: профессиональные дефициты или профессиональные потребности?»; «Педагогический университет и институт развития образования: «вместе» или «вместо»?», «Цифровая трансформация ДПО: модный тренд или реальное развитие?», «Дидактический и технологический прорыв в дополнительном профессиональном образовании», «Федеральный проект «Новые возможности для каждого» : развитие вузов через призму ДПО» и «Изменение роли ДПО в целях развития национальной системы профессиональных квалификаций».

Регионы России в этом году представлены очень усиленно, в основном это вузы и институты развития образования.

На посещенных мероприятиях споры развивались вокруг вопроса о необходимости измерения профессиональных дефицитов педагогов (дефицитарный подход), в связи с чем говорилось о том, что данный подход, ориентированный на выявление определенных несоответствий педагога его профессиональной деятельности, должен быть заменен на деятельностный подход, который подтвердил свою эффективность. Это action research – исследование в деятельности, когда выявляются профессиональные затруднения и потребности педагога и логично определяются траектории его профессионального развития через систему ДПО (Ирина Патронова, ректор ИРО Орловской области). При этом нельзя не брать во внимание то, что пандемия и всеобщий переход на дистант и онлайн-обучение выявил и нехватку у педагогов простых умений, например, правильной организации обучающего процесса в дистанционном или онлайн-режиме (Любовь Духанина, председатель СПК в сфере образования).

Высказаны мнения о том, что необходим приемлемый механизм оценки динамики развития компетенции: обязательна разработка паспорта компетенции, банка заданий с учетом региональных и иных особенностей, а также измерение и компетенций будущего также необходимо регламентировать.

На всех площадках чувствуется посыл к региональным системам образования, то есть признается, что объективная картина по России складывается из результатов, достигаемых регионами. В регионах активно идет процесс диверсификации институций, обеспечивающих профессиональное развитие педагогов (общественные институты, НКО и т.д.), и альтернативные ресурсы восполняют развивающийся дефицит в педагогическом образовании (Максим Костенко, министр образования Алтайского края).

На площадках говорилось о том, что в некоторых регионах появляется желание, чтобы федеральный проект «Учитель будущего» был пересмотрен, так как он предусматривает опять же измерение профессиональных дефицитов педагогов, а также создание новых институтов взамен уже существующих.

Акцентируется внимание на том, что из-за пандемии прогнозируется рост безработицы, в связи с чем образовательные продукты ДПО будут ориентированы на граждан, оставшихся без работы, различные сектора экономики, которые получат развитие в недалеком будущем. В связи с этим проект «Новые возможности для каждого» становится центральным в национальном проекте «Образование» (Исаак Фрумин, ВШЭ, Игорь Реморенко, МГПУ)

По ДПО – почти все спикеры и модераторы говорят о назревшей необходимости перемен в сфере нормативного сопровождения ДПО, изменения подходов к разработке и реализации программ ДПО, микромодульности (начиная с 4-6 часовых модулей), конструировании индивидуального образовательного маршрута в зависимости от потребности обучающегося (конструктор программ), о глобальной проблеме ДПО – его технологическом сопровождении. Высказывались мнения о создании национальной образовательной платформы с возможностью присоединения к ней региональных систем ДПО или о возможности для регионов создавать свои платформы, НО на основе выработанной политики, которая сегодня отсутствует.

Обсуждая среднесрочные перспективы развития ДПО, спикеры говорят о необходимости автоматизации всех процессов – и образовательной деятельности, и организационно-методического сопровождения (Лилия Зорькина, ректор ИРО Калининградской области).

На современном этапе остро стоят проблемы качественного электронного контента, цифровой дидактики, в корне отличающейся от традиционной, пересмотра стандартов в ДПО, интеграционной платформы, которая позволит при желании интегрироваться в нее и государственным образовательным организациям, и частным, и общественным и некоммерческим организациям, реализующим ДПО. Наличие такой платформы необходимо для обеспечения, контроля и мониторинга качества ДПО, особенно негосударственного образовательного сектора.

В системе общего образование, в частности, прогнозируется создание систем обучающего искусственного интеллекта (Ю.П. Зинченко, РАО), говорится о необходимости решения проблемы, связанной с несформированностью в настоящее время цифровой этики и цифровой морали, разработки цифровой дидактики, как и в системе высшей школы.

Отмечается высокая профессиональная тревожность педагогов, связанная с неопределенностью ситуации в образовании после кризиса в связи с пандемией.

Все солидарны в мнении, что «шок будущего наступил сегодня», однако едины в мнении о том, что образование, как и все наше общество, меняется на наших глазах, а мы переживаем трансформационный переход к совершенно иному этапу развития.     

Оставить комментарий